Старец кается и сам несет епитимью за свою заблудшую овцу - Афонский Стаpец Иосиф Исихаст «Изложение монашеского опыта» - Письмо 16 из 81
Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
Ἐπιστολή 16 / 81 (письмо 16 из 81)
Итак, не жди во время войны,
когда ты мечешь во врагов стрелы и пули,
чтобы они метали в тебя лукум и шоколад.
Геронда Иосиф (Исихаст)
Утроба моей души священная, чадо возлюбленное в Господе! Только сегодня получил твое письмо. И вот снова плачу и снова скорблю, снова душу мою за тебя полагаю. Итак, восстань. Даю тебе мою дрожащую руку. Не бойся. Снова ношу тебя. Восплачь на моем плече. Я близ тебя, плачу вместе с тобой. Воздыхаю, страдаю, болит душа моя, и сердце мое будет биться до тех пор, пока я не подниму тебя на Фавор.
Ибо поскольку восходишь на Голгофу, придется тебе падать. Тяжек крест. Много раз падешь на колени. Но почему ты слушаешь искусителя? В конце он окажется побежденным.
Однако смотри — прав старец. Зовет тебя два раза [вернуться в монашескую братию], и ты не слушаешься? И кого ты послушался в ту минуту [когда ушел от старца]? Что говорили в тот миг твои помыслы?
Так вот, если что и случилось, не будем отчаиваться. Попросим старца нас простить и исполним нашу епитимию. Вместе с тобой и я буду каяться. Ты же делай каждый день по 25 [земных] поклонов дополнительно.
И будь внимателен впредь. Начни опять сначала и берегись преслушания. Ибо если будет хоть раз побежден одной страстью человек, должен впредь быть очень внимательным, противоборствуя искушению, чтобы не упасть вновь.
Посему мужайся. Как бы ни направлял стрелы лукавый, мы обернем их против него. Чтобы понял он, что ты не один, что у тебя есть и сторож, который бдит ради тебя и ломает ему ловушки, которые тот разставляет у твоих ног. С радостью не только сорок дней, но и трижды сорок буду поститься, буду бдеть, буду трудиться ради тебя.
Ты же поднимись и стань мужественно. Прими мужество от Господа и не бойся плешивого, которого разозлил Христос, и он теперь без нервов и своей былой силы. Он только представления и страхи воздвигает, только слова дерзкие и развязные говорит. Прими свыше Благодать, чтобы его попирать, и да будет крепость в членах твоих. И говори:
ибо отец мой бдит ради меня и немощи мои носит.
Ради меня злостраждет и постится.
И если упаду семьдесят раз по семь,
все равно ты будешь побежденным".
Так говоря, найди отвагу в себе и сразу кайся в том, в чем как человек ошибаешься. Ибо все это — лукавого: приводить тебя в отчаяние, делать так, чтоб ты унывал, все расхищать печалью. Но ты его не слушай.
И письма, которые задерживаются, и те, которые теряются, — его работа. Это он подталкивает, чтоб их вскрывали. Он всякого зла виновник. Никто другой не виноват, как только он. Так вот, с ним и мы должны воевать до конца дней. Не с братьями, но с тем, кто их подвигает думать и делать всякое зло, явное или тайное.
Итак, поскольку я сказал тебе, что я рядом с тобой, когда ты гневаешься, когда ты готов вспылить, говори сам себе:
не разгневаюсь и не ослушаюсь.
Кто когда получил пользу от преслушания,
чтобы получить ее сейчас и мне?"
Об Авве Дорофее, о котором ты попросил, легко нам найти, но не разрешается, чтобы книга вышла за пределы Святой Горы (Афон), если давно напечатана. А Авва Дорофей очень славный и умилительный, и очень душеполезный. Я спрошу, разрешат ли, чтобы я купил и послал "Благоделателя" (святоотеческая антология, подобная "Добротолюбию", составленная преп. Никодимом Святогорцем) или "Добротолюбие".
О брате, о котором ты пишешь, что он страдает, мы помолимся. Все же какой-то сокрытый или старый грех этому причина, и поэтому попускает Бог, чтобы он страдал таким образом. Часто бывает грех, о котором не знает даже сам человек, что, поступая так, согрешает. И шествует, как слепой во тьме, не имея отваги увидеть себя на свету, сказать: "Я согрешил, Боже мой!"
А диавол, насколько истекает время и приближается его конец, настолько же воюет и старается с предельным неистовством обречь нас на мучения.
Особенно сейчас, когда приближается Великий Пост (Μεγάλην Σαροκοστήν), много искушений и много волнений воздвигают на нас негодные бесы. Потому как и мы в это время их притесняем сверх обычного постом и молитвою, еще более свирепеют против нас и они. Так вот, позаботься приобрести венцы на этом поприще подвига. Ты должен стать более доблестным. Должен противостать грудью против этих бесплотных. Не бойся их.
Ты не видишь при каждой молитве, которую творишь, сколько их падает, сколько показывает спину. Ты видишь только, насколько ранят тебя. Но побиваются и они. И они страдают. Всякий раз, когда мы терпим, они вприпрыжку убегают и при каждой молитве тяжко ранятся. Итак, не жди во время войны, когда ты мечешь во врагов стрелы и пули, чтобы они метали в тебя лукум (род мармелада) и шоколад (λουκούμια καί σοκολάτες).
Помнишь, что ты писал тогда вначале? Говорил, что облекся в монашеский образ (το Άγιον Σχήμα) как во всеоружие, чтобы воевать против начал и властей тьмы. Итак, подвизайся, чтобы быть верным своим словам.
Читайте и другие письма старца Иосифа Исихаста из этой книги:
«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам (81 письмо)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης - Ekfrasis Monaxikhs Empeirias)
Второе греческое издание - 1981
Третье греческое издание - 1985 (значительно дополненное)
Четвертое греческое издание - 1992
Пятое греческое издание - 1996
Старец кается и сам несет епитимью за свою заблудшую овцу - Афонский Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот) «Изложение монашеского опыта» - Письмо 16 - Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/20 - Читайте бесплатно онлайн!