Если загорится Огонь в твоем сердце и Любовь - Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) «Изложение монашеского опыта» Письмо 2/81

 
 

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) Γέροντος Ιωσήφ Ησυχαστού (ό Σπηλαιώτης) «Изложение монашеского опыта» Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам

 

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
 
              Ἐπιστολή   2 / 81   (письмо 2 из 81)

 

 

Предназначение человека, поскольку он родился в эту жизнь, — найти Бога.
Но он не может Его найти, если сначала его не найдет Бог.
Геронда Иосиф (Исихаст)

 
 
Афонский Старец Иосиф Исихаст (Спилиот) в первые годы на Святой Горе Афон. Середина XX века

Я очень обрадовался твоей готовности принести пользу своей душе. И я жажду принести пользу каждому брату, который стремится спастись. Так вот, возлюбленный мой, дражайший брат, открой свой слух.

Предназначение человека, поскольку он родился в эту жизнь, — найти Бога. Но он не может Его найти, если сначала его не найдет Бог. "Им мы живем и движемся". Но наши страсти закрыли нам душевные глаза, и мы не видим. Когда, однако, повернет к нам Свои оченьки благой наш Бог, тогда, как ото сна, просыпаемся и начинаем искать нашего Спасения.


 

1°   Если загорится Огонь в твоем сердце и Любовь к Богу. Монашество или мир?

 

Поэтому — о твоем первом вопросе: сейчас тебя увидел Бог, и тебя просветил, и тебя ведет. Там, где ты есть, трудись. Говори неустанно молитву: языком и умом. Когда язык устает, пусть начинает ум. И опять, когда тяжелеет ум, начинает язык. Только не прекращай. Делай поклонов много, бодрствуй ночью, сколько сможешь.

  1. Если загорится Огонь в твоем сердце и Любовь к Богу, и ищешь покоя, и не можешь остаться в миру, потому что в тебе зажигается молитва, тогда напиши мне, и я скажу тебе, что делать.
  2. Если же Благодать будет действовать не так, но [будет у тебя] усердие в пределах того, чтобы исполнять Заповеди Господни о ближнем, тогда успокойся на том, что есть у тебя, и не ищи ничего другого, ибо у тебя все в порядке.

Разницу между тридцатью, шестидесятые, сотней* найдешь, когда прочитаешь "Благоделателя"**. Там написано и много всего другого, от которого приобретешь много пользы.

 

2°   От устной молитвы к самодвижной Умной молитве

 

Вот ответ на другие твои вопросы: молитва должна говориться внутренней речью. Но так как вначале ум к ней не привык, он забывает о ней. Поэтому ты говоришь ее когда устами, а когда умом. И так делается до тех пор, пока ум ею не насытится и молитва станет действовать.

Действием называется то, что, когда говоришь молитву, чувствуешь в себе радость и веселие и хочешь непрерывно ее говорить. Так вот, когда примет ум молитву и станет она радостью, как я тебе пишу, тогда будет говориться в тебе непрестанно, без собственного твоего понуждения. Это называется чувством-Действием, так как Благодать действует помимо хотения человека. Он ест, ходит, спит, просыпается, а внутри возглашает постоянно Молитву и имеет мир, радость.

 

3°   О времени молитвы – Понуждай себя постоянно, чтобы не расслабиться

 

Теперь — о времени молитвы: так как ты в миру и у тебя есть разные хлопоты, совершай молитву, когда находишь время. Но понуждай себя постоянно, чтобы не расслабиться. А что касается "Созерцания", о котором ты спрашиваешь, так это там трудно, ибо требуется совершенное безмолвие.

 

4°   Три чина на христианском пути. Совершенное безмолвие и непрелестный наставник

 

  1. Духовное состояние разделяется на три чина, и соответственно действует Благодать в человеке. Одно состояние называется очистительным, оно очищает человека. Та Благодать, что сейчас у тебя, называется Благодатью Очистительной (русские христиане часто Ее называют Призывающей Благодатью). Она побуждает человека к покаянию. Всякая готовность к духовному, которая у тебя есть, — все это принадлежит Благодати. Твоего собственного нет ничего. Она тайно все совершает. Так вот, эта Благодать, когда понуждаешь себя, остается с тобой определенные годы. И если человек преуспеет в Умной молитве, он принимает другую Благодать, весьма отличную от прежней.
    Первая Благодать, как мы сказали, называется чувство-Действие ("Делание"), и она — Очистительная, ибо молящийся почувствовал движение-Действие Божественное в себе.
  2.  

  3. Другая Благодать называется Просвещающей. Ею принимает человек Свет Ведения (Знания), возводится в Созерцание Бога.
    Не свет,
    не представления,
    не образы,
    а озарение ума,
    чистота помыслов
    и глубина понятий.

    Чтобы это пришло, у молящегося должны быть совершенное безмолвие и непрелестный наставник.

  4.  

  5. И третье состояние — осенение Благодатью, это после всего того, что было, — Благодать Совершенства, которая есть Дар великий. Не пишу тебе сейчас об этом, потому как и нужды нет.

    Но если ты хочешь прочитать об этом, то я написал, при моей неграмотности, когда происходили эти действия, рукописную книжечку "[Десятиструнная] Духодвижная труба". Постарайся ее найти.
    Купи и святого Макария Египетского,
    авву Исаака (Сирина) — получишь большую пользу.
    И если встретишь какое изменение, напиши мне, и я тебе отвечу с большой готовностью.

 

5°   Что есть прелесть – в жизни христиан. Одно невежественное мнение

 

Я теперь все пишу тем, кто спрашивает. В этом году приезжали из Германии только и только чтобы узнать об Умной молитве. Из Америки мне пишут с такой охотой. В Париже столько тех, которые горячо просят.

Мы здесь, у себя, почему нерадим?
Или это землю копать — призывать непрестанно имя Христово,
чтоб Он нас помиловал?

Наконец, распространено одно невежественное мнение от искусителя: если говорит кто-нибудь [Умную Иисусову] молитву, боится, как бы не впасть в прелесть, хотя как раз это и есть прелесть (не стучаться непрестанно Иисусовой молитвой в райские двери Благого нашего Отца).

 

6°   Не пересказать благ Умной Молитвы! Рай, просветление, "изменение сознания"

 

Кто хочет, пусть попробует. И после того, как действие молитвы продлится долгое время, сделается рай внутри него. Освободится он от страстей, станет другим человеком. Если же он еще и в Пустыне (любое место, далекое от мирской суеты), о!., о!.. Не пересказать благ Молитвы!

 


 

* Разница между тридцатью, шестидесятые, сотней – Слова Христа из Евагельской притчи (урожай в 30, 60,100 крат значит - сколько зерен получаем из одного зерна):

«иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во 100 крат, а другое в 60, иное же в 30» (Евангелие от Матфея 13:8)
«Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии.... Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во 100 крат, иной в 60, а иной в 30» (Евангелие от Матфея 13:18-23)

 
** "Благоделатель" («Эвергетин», «Ευεργετινόν», Ευεργετινός – Λόγοι και διδασκαλίες αγίων Πατέρων) – "Слова и поучения святых Отцов". Широко распространенный у греков сборник Слов, сказаний, деяний, толкований и поучений на основе Патериков (много из «Луга духовного») и Творений Святых Отцов. Святоотеческая антология, подобная "Добротолюбию", любимое народное чтение, где доступно изложены аскетические идеалы Христианства и Жизнь во Христе.
Составил Эвергетинон (Эвергетинос) в XI веке монах-затворник Павел ( † 1054), основатель Эвергетидской обители в Царьграде (Константинополе).
В 1777 году над «Ευεργετινόν» (Ευεργετινός) поработал святой Никодим Святогорец (1749—1809), отредактировав, дополнив, снабдив его собственным предисловием (на основе древних рукописей, собранных святителем Макарием Коринфским). В 1783 году преподобный Никодимос Агиоритис (Святогорец - ο άγιος Νικόδημος ο Αγιορείτης) издал сей сборник в Венеции.

«Евергетин», или «Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов, от всякого Писания богодухновенного собранный, подобающим же образом и удобно изложенный Павлом, преподобнейшим монахом и создателем обители Пресвятой Богородицы Евергетиды, прозванным Евергетином» ( Благоделателем-Благолюбивым)

Ныне доступно для покупки греческое издание "Благоделателя":
"Ευεργετινός. Λόγοι και διδασκαλίες αγίων Πατέρων", Εκδόσεις (издательство) "Το Περιβόλι της Παναγίας", 2001, 499с.

Святой преподобный Никодим Святогорец (ο άγιος Νικόδημος ο Αγιορείτης) (1749—1809) - в 1777 году над «Ευεργετινόν» (Ευεργετινός) поработал и издал в 1783 году в Венеции

Можно купить ЭВЕРГЕТИНОС, например, в интернет-магазине: bibliopolio.gr/Ευεργετινός-p-226745.html
 
Εκδότης: Το Περιβόλι της Παναγιάς (издательство "Сад Богородицы")
ISBN: 960-7407-28-8
ISBN 13: 978-960-7407-28-3
Έτος Έκδοσης: 2001
Κωδικός προϊόντος: 60730 (код товара, артикул)
Γλώσσα: Ελληνικά (похоже, что на древнегреческом)
Έτος Έκδοσης: 2001
Τόπος Έκδοσης: Θεσσαλονίκη (Салоники)
Αριθμός Σελίδων: 499 (количество страниц)
Είδος: Βιβλίο
Εξώφυλλο: Σκληρό εξώφυλλο (книга в твердой обложке)
Τόμοι: 1
Διαστάσεις: 25χ18
Τιμή: 17.94 EUR (цена в иных интернет-магазинах: 16-18 €)


Сей замечательный труд переведен на русский язык и издан в 2008 и 2010 годах (переводы разные!):

Монах Павел Евергетинос. Благолюбие. Том 1-4, Братство святителя Алексия «Феофания», 2008, страниц ~448*4 ISBN: 5-86060-043-7, 5-93694-007-1 (переводчик с греческого Ф. Шульга) - Скачать Эвергетинос-2008 (DOC, 6 MB) из торрент-сети
Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010, страниц: 904 + 808 (892 + 800 ?) ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0 - Скачать Эвергетинос-2010 (PDF, 47 MB) с торрентов

 
Από τον πρόλογο του "Ευεργετινού" (Из ПРОЛОГА (предисловия) Благоделателя):

Σε κάθε εποχή ο λόγος του Ευαγγελίου σπέρνεται από τον Κύριο στις καρδιές των ανθρώπων. Σε όσες βρίσκει καλή γη, καρποφορεί πλούσια, και αυτό θα συνεχίζεται μέχρι τη συντέλεια, όταν ο επουράνιος Γεωργός θα κάνει τον θερισμό.

Πέρα από τις αρετές και την αγιότητα, ο λόγος του Ευαγγελίου καρποφορεί επίσης και λόγο, ξεχείλισμα του φωτισμένου νου και της αγιασμένης καρδιάς οσίων Πατέρων και διδασκάλων. Ο θησαυρός αυτός του πατερικού λόγου συσσωρεύεται αιώνες τώρα, ξεπερνώντας τα χρονικά και τοπικά όρια, και έχει αποταμιευθεί στα "πατερικά" βιβλία:
Στα συγγράμματα των Πατέρων, στους βίους των Αγίων και των Μαρτύρων, στις διηγήσεις και στα αποφθέγματα των Οσίων της ερήμου - στα παραδοσιακά, δηλαδή, αναγνώσματα των ορθοδόξων ανά τους αιώνες.

Από αυτή την τεράστια κληρονομιά σταχυολογήθηκε από τον μοναχό Παύλο († 1054) η συλλογή που έγινε γνωστή με το όνομα Ευεργετινός... (Составил монах Павел, называемый также по имени данного труда Благоделателем-Эвэргетиносом)

Όσα περιέχονται στον Ευεργετινό αναφέρονται βέβαια στους μοναχούς και στη μοναχική ζωή, ωστόσο ενδιαφέρουν και ωφελούν όλους τους χριστιανούς, αφού το πνεύμα τους ουσιαστικά είναι το πνεύμα του Ευαγγελίου. Και στις σελίδες του καθένας, μοναχός ή λαϊκός, βρίσκει ό,τι χρειάζεται: καθοδήγηση στην πνευματική ζωή, τόνωση στον αγώνα, παρακίνηση σε μετάνοια, ορθόδοξη γνώση, κατάνυξη.

Η μεγάλη αυτή αξία και ωφέλεια του Ευεργετινού, η οποία διαπιστώνεται από κάθε αναγνώστη του εδώ και χίλια χρόνια, εκφράστηκε επιγραμματικά από τον γέροντα Παΐσιο (ЭВЕРГЕТИНОС рекомендовал старец Паисий Святогорец (Агиоритис)):

"Ο Ευεργετινός είναι ευεργεσία μεγάλη, γιατί μπορούμε να γνωρίσουμε όλο το πνεύμα των Αγίων Πατέρων. Βοηθάει, γιατί περιγράφει τους αγώνες των Πατέρων για όλα τα πάθη με τη σειρά, και η ψυχή γνωρίζει πως εκείνοι δούλεψαν και βοηθιέται".

 
 
«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста, Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам. Письмо 2/81
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
 
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης - Ekfrasis Monaxikhs Empeirias)

 
Если загорится Огонь в твоем сердце и Любовь - Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) «Изложение монашеского опыта» Письмо 2/81 - Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/6 - Читайте безплатно онлайн!

Если загорится Огонь в твоем сердце и Любовь. Монашество или мир?
От устной молитвы к самодвижной Умной молитве.
Три чина БЛАГОДАТИ, ведущие нас тесными вратами по узкому христианскому пути.
Благодать Очистительная (или Призывающая). Благодать Просвещающая и Совершенства.
ДЕЛАНИЕ совершается силой Первой, Очистительной (Призывающей) Благодати.
Совершенное безмолвие и непрелестный наставник.
Что есть прелесть – в жизни христиан. Одно невежественное мнение.
Не пересказать благ Умной Молитвы! Рай, просветление, "изменение сознания".

 

Святая Гора Афон - Монахи и монашество - Рабы Божии - Жить по Христу - С нами Бог!