Плоть, когда нет Благодати, отказывается от Иисуса - Афонский Стаpец Иосиф Исихаст «Изложение монашеского опыта» - Письмо 22 из 81
Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
Ἐπιστολή εικοστή δευτέρα / 81 (письмо 22 из 81)
Христос ходатайствует за нас в Духе Святом.
Поэтому когда Он приходит, становимся риторами.
Рыбаки — учителями. Блудники целомудрствуют. Воры не воруют.
И все каются. И кто все это сделал?
Один Ведующий. Благой Управитель. Сладкий Иисус. Единственная Любовь.
Геронда Иосиф (Исихаст)
Утроба моей души! Почему унываешь? Почему отчаиваешься? Почему изнемогаешь? Так легко ты отказываешься от борьбы?
Вот попустил Бог бесам тебя потрясти немного, чтоб ты увидел, где находишься. Чтобы стала явной гордость, чтобы смирилось твое сердце. Чтобы ты познал, что ты — человек, то есть "познай самого себя". Чтобы ты стал сострадательным к согрешающим и нисколько их не осуждал.
Как узнаешь ты о немощи естества, если тебя не пробудят вороны? Если сладкий Иисус не уменьшит Свою Благодать, как ты научишься искусству всех искусств и науке всех наук?
Сейчас ты учишься этому искусству. Сейчас имеешь награду. Сейчас показываешь, что любишь Христа, а не тогда, когда есть Благодать.
Какую же милость окажешь, когда есть Благодать? (Ποίαν χάριν θα δείξης? όταν είναι η χάρις;) Она сама тогда взывает неизреченно о себе самой: "Авва Отче!" Благодать зовет Подателя Благодати: "Кто может меня разлучить с любовью Твоей, Иисусе мой?"
Это говорит посредством телесных уст Благодать, вселившаяся в тебя Сила, а не плоть (όχι η σάρξ). Как и бесноватый (δαιμονισμένος) оскорбляет и хулит [лишь] посредством человеческих уст, [говорит же иной].
Η δε σάρξ χωρίς την χάριν ου δύναται ποιήσαι ουδέν.
Плоть, когда нет Благодати, отказывается от Иисуса.
Η σάρξ μη ούσης της χάριτος αρνείται τον Ιησούν.
Кричит петух. Вспоминает Петр, плачет горько. Кричит: "Согрешил"!
Но снова скрывается в горнице. Боится иудеев.
Как у мыши, чувствующей снаружи кошек, стучит его сердце.
Говорит так, когда рядом Христос, но трижды от Него отрекается, когда Христос уходит.
Итак, видишь? Понимаешь, какая великая тайна кроется здесь, в этих словах?
Христос ходатайствует за нас в Духе Святом (Χριστός εντυγχάνει υπερ ιμών εν Αγίω Πνεύματι). Поэтому когда Он приходит, становимся риторами. Рыбаки — учителями. Блудники целомудрствуют. Воры не воруют. И все каются. И кто все это сделал? Один Ведующий. Благой Управитель. Сладкий Иисус. Единственная Любовь (Η μόνη Αγάπη).
Когда человек понимает человеческую боль? Когда заболеет и сам. Когда пройдет через то же самое. Тогда он познает и понимает боль другого. А иначе он остается жестоким и никого не жалеет. Разве что окажется добрым от природы. Но все то, что от природы, ни чести не удостаивается, ни безчестия. А подвиги и падения принадлежат намерению (της προαιρέσεως είναι τα κατορθώματα και αι πτώσεις) (Т.е. Господь милует и судит наши намерения, а не внешнюю видимость дел).
Итак, как мы научимся этой всеведущей науке, если нас не встряхнет искушение? (αν δεν μας σινιάση ο πειρασμός;) Ведь если бы ушла Благодать, не ты и я, а и святые Апостолы не были бы Апостолами! Как может глина-черепок удержать воду, если не будет обожжена в огне?
Бог нас хочет сделать такими, как борец на арене или как мяч, которым играют.
- Поднимает тебя на Небеса. Показывает тебе то, что глаза страстного человека не видели и слух пекущегося о вещественном не слышал.
- И хотя ты нисколько не согрешил, переворачивает страницу и бросает тебя в преисподнюю. И радуется, когда видит тебя как борца, сражающегося со всеми полчищами бесовскими (με όλα τα τάγματα των δαιμόνων).
И возьми [Апостола] Павла и оставь меня. После того, как он поднялся до третьего неба и видел и слышал неизреченное, снова возглашает: "Дано мне жало в плоть!"
Крепкий силою (ο κραταιός ρη δυνάμει), пока не соделает Человека, делает так, чтобы он поднимался и Созерцал (να θεωρή), опускался и боролся. И относился к этому как к обычному, к тому и другому, так, чтобы эти обычные перемены не были для него чувствительны. "И то и другое, — говорит Он тебе, — ради Меня".
Если кто не желает терпеть скорби, пусть и не взыскует себе Благодати (μήτε χάριν να μην του ζητή).
Так вот, для того Бог взял у тебя Благодать, чтобы ты стал мудрым. И Она снова придет. Не оставит тебя. Это закон Божий (είναι νόμος Θεού). Но снова уйдет. Но и снова придет. Только бы ты не прекращал о Ней просить до тех пор, пока [Благодать] не соделает тебя совершенным.
Известно, что когда один страстный станет учить другого страстного (ένας εμπαθής διδάξη τον έτερον πάσχοντα), то Благодать сразу отходит от первого и он впадает в то же самое. Ибо прежде "Делания" ("πράξεως") не дана ему эта привилегия.
Однако не в этом вся причина того, что тебя оставил Бог. Поскольку, если бы и не было этого, Благодать непременно ушла бы за этот срок. Не помнишь, что я тебе сказал вначале: то, что ты говоришь сейчас, хочу, чтобы ты мне говорил через 4 года? Пролистай первые письма и увидишь это.
Это непреодолимый закон Божий. Через 3-4 и редко — 5 лет отходит Благодать, чтобы закалить того, у кого она была, и, если он захочет, сделать его мудрым.
Так вот, не печалься, это общая чаша. Внимательно прочти о святом Андрее, Христа ради юродивом (память блаженного Андрея, Христа ради юродивого († 936), празднуется 2/15 октября), чтобы увидеть, что он говорил, когда Христос давал ему горькое. Это для всех нас, в меру каждого.
Итак, терпи цепь Христа твоего (υπόμεινον την άλυσον τού Χριστού σου). Крепко сожми уста и не произноси ни слова. Найди в себе отвагу, говоря:
Это говори своей душе и не унывай, ибо радость для искусителя — видеть, что ты печалишься и унываешь (λυπείσαι και αθυμείς).
И когда придет Благодать, и уйдет, и снова приходит и уходит, тогда научаешься войне, и это не производит на тебя впечатления, а радуясь, ты будешь говорить: "Испытай меня, Христе мой, и искуси меня, как серебро". Тогда пускаешь корни глубоко, как деревья, которые чем сильнее обдуваются ветром, тем глубже укореняются. И свидетель мне Бог, что в самых больших моих искушениях я нашел самое большое утешение (μεγαλυτέραν παράκλησιν).
Читайте и другие письма старца Иосифа Исихаста из этой книги:
«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам (81 письмо)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης - Ekfrasis Monaxikhs Empeirias)
In English (translated from the Greek by Elizabeth Theokritoff):
Elder Joseph the Hesychast «Struggles, Experiences, Teachings» (1898-1959)
4th edition Published 1999 by Great and Holy Monastery of Vatopaidi, 236 p.
ISBN 10 9607735129 ISBN 13 9789607735126 Format: Hardcover
Плоть, когда нет Благодати, отказывается от Иисуса - Афонский Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот) «Изложение монашеского опыта» Письмо 22 из 81 - Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/26 - Читайте бесплатно онлайн!