На Горе Афон многие имели Жизнь внутри себя - Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) «Изложение монашеского опыта» - Письмо 1/81

 
 

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) Γέροντος Ιωσήφ Ησυχαστού (ό Σπηλαιώτης) «Изложение монашеского опыта» Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам

 

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
 
              Ἐπιστολή   1 / 81   (письмо 1 из 81)

 

 

Умная молитва для меня — как ремесло для каждого человека,
ибо я тружусь над ней более тридцати шести лет.
Геронда Иосиф (Исихаст)

 
 
Афонский Старец Иосиф Исихаст (Спилиот) в первые годы на Святой Горе Афон. Середина XX века

Возлюбленный во Христе брат мой, желаю тебе всего доброго.
Сегодня я стал обладателем твоего письма и даю тебе ответ на то, о чем ты мне пишешь.

Сведения, о которых ты просишь,
не требуют от меня много времени и труда,
чтобы подумать и ответить.
Умная молитва для меня — как ремесло для каждого человека,
ибо я тружусь над ней более 36 лет.

 
Когда я пришел на Святую Гору (Афон), то сразу стал искать пустынников, которые трудятся над молитвой. Тогда, сорок лет назад, были многие, которые имели Жизнь внутри себя. Из них мы избрали себе духовного отца, и они были нашими наставниками.

 

1°   Устная молитва. Умное Делание начинается с понуждения себя

 

Итак, делание умной молитвы — это понуждение себя говорить непрестанно молитву устами (вслух!) без перерыва. Вначале быстро, чтобы не успел ум образовать помысл рассеяния, внимая только словам: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя" (Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, ἐλέησόν με — Ки́риэ Иису́ Христэ́, Элэисо́нмэ — "Помилуй мя" произносится одним словом).

Η πράξις της νοεράς προσευχής είναι να βιάσης τον εαυτό σου να λέγης συνεχώς την ευχή με το στόμα αδιαλείπτως. Εις την αρχήν γρήγορα, να μην προφθάνη ο νους να σχηματίζει λογισμόν μετεωρισμού. Να προσέχης μόνον στα λόγια: «Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με».

 

2°   "Самодвижная" молитва - это уже начало Умной молитвы

 

Когда это продлится достаточно долго, ум к этому привыкает и сам это говорит. И услаждаешься, как будто мед у тебя в устах. И хочешь все время говорить это. И если оставляешь, очень огорчаешься.

Όταν αυτό πολυχρονίση, το συνηθίζει ο νους και το λέγει και γλυκαίνεσαι ωσάν να έχης μέλι στο στόμα σου και θέλεις όλο να το λέγης. Αν το αφήνης στενοχωρείσαι πολύ.

 

3°   Собственно Умная молитва - это Умно-сердечная молитва

 

Когда ум к этому привыкнет и насытится, хорошо этому научится, тогда посылает это в сердце. Потому что ум — питатель души, и если он что-то доброе или злое узнает или услышит, работа его — опустить это в сердце, центр духовной и телесной силы человека, престол ума.

Так вот, когда молящийся не дает своему уму ничего представлять, но внимает только словам молитвы, тогда он, дыша легко, с некоторым усилием и собственным своим хотением опускает его в сердце, и держит его внутри как бы в теснине, и равномерно говорит молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя" (Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, ἐλέησόν με).

Όταν το συνηθίση ο νους και χορτάση , το μάθη καλά – τότε το στέλνει εις την καρδίαν. Επειδή ο νους είναι ο τροφοδότης της ψυχής και μεταφέρει στην καρδίαν οτιδήποτε φαντασθή. Όταν ο ευχόμενος κρατή τον νουν του να μη φαντάζεται τίποτε, αλλά να προσέχη μόνον τα λόγια της ευχής, τότε αναπνέοντας ελαφρά με κάποιαν βίαν και θέλησιν εδικήν του τον κατεβάζει εις την καρδίαν, και τον κρατεί μέσα και λέγει με ρυθμόν την ευχήν. «Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με».

Вначале он говорит несколько раз молитву и делает один вдох. Затем, когда ум привыкнет стоять внутри сердца, при каждом вдохе произносится одна молитва. "Господи Иисусе Христе" (Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ) — вдох, "помилуй мя" (ἐλέησόν με) — выдох.

Εις την αρχήν λέγει μερικές φορές την ευχήν και παίρνη μίαν αναπνοήν. Κατόπιν όταν συνηθίση να παραμένη ο νους εις την καρδίαν, λέγει εις κάθε αναπνοήν μίαν ευχήν με τον εξής τρόπον: Λέγει το «Κύριε Ιησού Χριστέ» εις την εισπνοήν και το «ελέησόν με» εις την εκπνοήν.

 

4°   Плод Умного Делания – Благодать Просвещения и Созерцания

 

Так делается до тех пор, пока не осенит [Просвещающая] Благодать и не начнет действовать внутри души. После этого — уже Созерцание (Благодать Совершенства).

Αυτό ανήκει στην πρακτική μορφήν της ευχής εώς ότου επισκιάση και αρχίση να ενεργή η Θεία Χάρις. Εάν τούτο δεν διακοπή Χάριτι Χριστού, μετά επακολουθεί η θεωρία.

 

5°   Делание (Заповедей, Молитвы) – Ты показываешь свое намерение Богу

 

Итак, везде произносится молитва: и сидя, и в постели, и на ходу, и стоя.
"Непрестанно молитесь, за все благодарите", — говорит Апостол (1 Фес. 5, 17-18).

Речь не о том, однако, чтобы, только когда уляжешься, молиться (Старец Иосиф шутит).
Нужна борьба: стоя, сидя. Когда устаешь, садишься, и опять встаешь, чтобы тебя не одолел сон.

Αν θέλης να βρης τον Θεόν δια της «ευχής» δεν θα σταματάς ποτέ αυτήν την εργασίαν. Όρθιος, καθήμενος, βαδίζοντας δεν θα μένης χωρίς την ευχή. Να μη βγαίνη πνοή χωρίς την ευχήν για να εφαρμόζεται ο λόγος του Παύλου «αδιαλέιπτως προσεύχεσθαι, εν παντί ευχαριστείτε».

 

Это называется Деланием («πράξις»). Ты показываешь свое намерение Богу. Все же заключено в Нем, даст ли Он тебе это. Бог есть начало и конец. Благодать Его делает все. Она — движущая сила.

Αυτά λέγονται «πράξις». Δεικνύεις την προαίρεσίν σου εις τον Θεόν, το δε παν έγκειται εις αυτόν εάν σου δώση. Χωρίς τον Θεόν τίποτε δεν γίνεται. Ο Θεός είναι η αρχή και το τέλος. Η Χάρις του τα πάντα ενεργεί.

 
А чтобы появилась и стала действовать Любовь, нужно хранить Заповеди.

  • Когда ты встаешь ночью и молишься,
  • когда видишь больного и ему сострадаешь,
  • видишь вдову и сирот, стариков и их милуешь,
  • тогда тебя любит Бог.
  • И тогда и ты Его любишь.
  • Он первый любит и изливает свою Благодать.
  • И мы, свое из своего, "Твоя от Твоих" отдаем.
Εάν η Θεία Χάρις δεν συνεργήση κανένας τρόπος και καμμιά προσπάθεια δεν καρποφορεί.

 
Итак, если стремишься найти Его только через молитву, не делай ни вздоха без молитвы.

  • Смотри только не принимай представлений. Ибо Бог безвиден, непредставим, бесцветен: Он сверхсовершенен.
  • Он не терпит рассуждений.
  • Он действует, как легкое дуновение в нашем разуме.

 
Умиление приходит, когда думаешь, насколько ты огорчил Бога, Того, Который настолько добр, настолько сладок, настолько милостив, благ, весь полон Любви, Который распялся и пострадал ради нас. Размышление обо всем этом и особенно о страданиях Господних приносит умиление.

Итак, если сможешь говорить молитву вслух и непрестанно, то через два-три месяца (верю!) к ней привыкнешь. И Благодать будет осенять тебя и освежать. Только говори ее (молитву) вслух, без перерыва, и когда ее примет ум, тогда ты отдохнешь от того, чтобы говорить ее языком. И опять — когда ее оставляет ум, начинает язык. Все усилие прилагается к языку, пока ты не привык вначале, потом все годы твоей жизни ум будет ее говорить без труда.

Εάν μπορέσης να λέγης την «ευχήν» εκφώνως και συνέχεια, σε δύο - τρεις μήνες – πιστεύω – την συνηθίζεις και μετά πλησιάζει η Θεία Χάρις και σε ξεκουράζει. Αρκεί να μη σταματήσης να τη λέγης με το στόμα, χωρίς διακοπήν. Όταν την παραλάβη ο νους τότε θα ξεκουρασθής με την γλώσσαν να την λέγης. Όλη η βία είναι στην αρχήν, εώς ότου γίνη συνήθεια. Κατόπιν θα την έχης σ’ όλα τα χρόνια της ζωής σου.

 

6°   Ум не должен отвлекаться – Молитву обретешь там, где будет спокоен твой ум

 

Когда ты приедешь, как ты говоришь, на Святую Гору (Афон), приди и посети нас. Но тогда поговорим о других вещах. Тебе не останется времени для молитвы. Молитву обретешь там, где будет спокоен твой ум. Здесь, где ты будешь бродить по монастырям, твой ум будет отвлекаться на другое, на то, что ты будешь слышать и видеть.

 

7°   Необходим наставник в Умном Делании. Старец Иосиф Исихаст берет ученика

 

Я уверен, что ты обретешь молитву. Не сомневайся. Только стучи прямо в дверь Божией милости, и в любом случае Христос тебе откроет (Μόνον κτύπα ευθέως εις την θύραν του θείου ελέους και πάντως ο Χριστός μας θα σου ανοίξη, εάν επιμένης). Иначе быть не может.

Возлюби Его много, чтобы ты получил много.
По Любви к Нему, большой или малой, и Даяние — многое или малое.

 
 
«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам. Письмо 1/81
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
 
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης - Ekfrasis Monaxikhs Empeirias - Γέροντος ΙΩΣΗΦ του Αγιορείτου)

Первое греческое издание - 1979
Второе греческое издание - 1981
Третье греческое издание - 1985 (значительно дополненное)
Четвертое греческое издание - 1992
Пятое греческое издание - 1996

 

Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) Книга «Изложение монашеского опыта» Письмо 1/81 - Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/5 - Читайте бесплатно онлайн!

На Горе Афон были наставники Умной молитвы, имевшие Жизнь внутри себя.
3 этапа Умного Делания. Устная молитва. Самодвижная молитва. Умно-сердечная молитва.
Устная молитва. Умное Делание начинается с понуждения себя.
"Самодвижная" молитва - это начало Умной молитвы.
Собственно Умная молитва - это Умно-сердечная молитва.
ДЕЛАНИЕ (Заповедей, Молитвы) – Ты показываешь свое намерение Богу.
Ум не должен отвлекаться – Молитву обретешь там, где будет спокоен твой ум.

 

Комментарий 22.03.11 06:08 — Anonymous - Умная молитва

Умная молитва это не ремесло, но для каждого свое.
Для меня лично - это исцеляющий бальзам и спасательный круг одновременно.
Для других это будет несколько иное, но основа основ - это спасение наше во Господе Нашем Иисусе Христе.
Спаси Господи всех нас!

22.03.11 07:46 — Редактор
Конечно не ремесло:

Умная молитва для меня — как ремесло для каждого человека, ибо я тружусь над ней более 36 лет.
Ή νοερά προσευχή είς εμένα είναι όπως ή τέχνη τού καθενός, καθότι εργάζομαι αυτήν τριανταέξ καί επέκεινα χρόνια.

Конечно не ремесло (ή τέχνη = искусство, техника, мастерство, умение).
Старец Иосиф другое имел в виду:

Умная Молитва - это ГЛАВНОЕ ДЕЛО его жизни. Главный труд, искусство и подвиг.

Многие Старца Иосифа считают Святым, пишут даже иконы...

 

Святая Гора Афон - Монахи и монашество - Рабы Божии - Жить по Христу - С нами Бог!