Есть Божий Закон: Все то, что приносит наслаждение - исцеляется страданием… - Стаpец Иосиф Исихаст «Изложение монашеского опыта» - Письмо 23 из 81

 
 

Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) Γέροντος Ιωσήφ Ησυχαστού (ό Σπηλαιώτης) «Изложение монашеского опыта» Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам

 

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
 
              Ἐπιστολή   23 / 81   (письмо 23 из 81)

 

 

Тогда бойся, когда Благодать действует в тебе (ибо Благодать всегда предшествует искушению).
Потому когда видишь, что тебя душат искушения и скорби отовсюду, тогда радуйся.
И не печалься, не сетуй, не унывай, найди в себе отвагу.
Ибо вслед искушению придет Христос, наполнит тебя радостью и умилением.
Успокаиваются страсти, и ты научаешься Искусству Побеждать.
Геронда Иосиф (Исихаст)

 
 
Монашеский скит на Святой Горе Афон. Άγιον Όρος - Ἄθως - Mount Athos - Греция, Македония и Фракия, Халкидики

Благодать всегда предшествует искушению (Πάντοτε προηγείται η χάρις τού πειρασμού), сообщая и говоря: "Будь готов и закрой свои двери".

Когда ты замечаешь в своем сердце умиление (παράκλησιν), просвещение в твоем уме и Созерцание (φωτισμόν είς τον νούν σου και θεωρίαν) — сразу будь готов. Не говори: "Дана мне передышка", но, зарядя свое оружие — слезы, пост, бдение и молитву (δάκρυα, νηστεία, αγρυπνία, και προσευχή), — задай цель уму охранять свои чувства.

Каким же образом произойдет схватка? Будет она с демонами? С людьми? Или с твоим собственным естеством?

И не смыкай глаз, пока не протрубит боевая труба. И когда произойдет битва, будет явлена тебе твоя борьба и победа.

Тогда наверняка бойся, когда Благодать действует в тебе (η χάρις ενεργή επι σέ). Если же видишь, что тебя душат искушения и скорби отовсюду, тогда радуйся. Не печалься, не сетуй, не унывай (μη λυπήσαι, μη γογγύζης, μη αθυμής). Найди в себе отвагу, ибо радость и умиление (χαρά και παράκλησις) к тебе придут.

"Мужайся, душа моя", — говори. Вот это и все искушение, испытание и скорбь, а потом много дней у тебя будет мир, и радость, и Благодать (ειρήνην και χαράν και χάριν). "Благодарю Тебя, Христе мой, — говори, — ибо в скорби распространил мя еси, и, наказуя, наказал мя, и извел в покой душу мою" (См.:Пс. 4, 2; 116, 18; 65,12).

 
А палка (ξύλον) — от всякой страсти противоядие, так что и бесы ее боятся и трепещут, видя, как человек наказывает себя, как мученик, ради Любви Христовой (ως Μάρτυς δια τού Χριστού την αγάπην).

Время от времени, когда страсти возстают против души и хотят сбросить всадника — ум; когда каждая страсть поднимает голову, — тогда говоришь им пароль (το σύνθημα): "Замолчи, заткнись! Иначе поработает палка!"

 
Приходит, например, помысл и давит тебя в церкви:

"Почему снова поет твой брат, а не ты, хотя и твоя очередь?"
Ты ему говоришь: "Лучше, чтобы порадовался мой брат, а не я".
Помысл настаивает: "Но почему, ведь так было бы справедливо и правильно?"
Ты скажи ему: "Диавол, оставь меня!" — И углубись умом в Иисусову молитву.
[Снова] возстает искуситель, хочет извести: "Ну нет же, почему?"
"Хорошо, — скажи ему, — хорошо! Подожди-ка немного, скажу тебе почему!"

И сразу, спросившись, выйди из церкви и поспеши в свою келлию. Там возьми палку и скажи с гневом:

"Вот тебе "почему", диавол! Вот оно.
Это та "справедливость", которую ты просил. Так вот, получай ее!"

 
И, ранив его в своем теле, тем самым подаешь на него жалобу Христу как на виновника твоей боли.
Убегает, трепеща, бес.
Приходит Христос, наполняет тебя умилением, облегчает страсть, и ты научаешься Искусству Побеждать (μανθάνεις την τέχνην πώς να νικάς).

  • Тобою обладает сон? Отбрось нерадение.
  • Тебя безпокоит гнев? Сокруши эгоизм.
  • Наполняют тебя горечью злопамятность и зависть? То же самое.
  • Не нравится тебе еда? Все — так же.
  • Поднимается война плоти? Восстань как сильный и сразись со своими врагами.

 
И вообще, когда тело и помысл попросят "права" и "почему", ответ — палка (η ράβδος)!

"Или проживу один час, как Ты хочешь, Христе мой,
или пусть меня не будет в этой жизни"
, — так плачешь, горюешь...

И приходит милость Господня (το έλεος τού Κυρίου). Успокаиваются страсти, и у тебя устанавливается мир с самим собой, с Богом и со всем творением. Сдается тело со всеми своими помышлениями.
И тогда более не нуждается в палке, так как научилось подчиняться духу.

 
И я, прежде чем пало мое тело, много палок поломал на своих бедрах. Как палач, стоял над самим собой! Дрожало все мое тело, когда видело, что я сейчас возьму палку. Убегали бесы, успокаивались страсти, приходило утешение и радовалась душа, — поскольку есть Божий Закон (νόμος Θεού):

Все то, что приносит наслаждение, изцеляется страданием
(Πάν ό,τι προξενεί ηδονήν θεραπεύεται με οδύνην).

 
 
Довольно об этом. Если хочешь узнать побольше, прочти Жития Святых (Βίους τών Αγίων). Прочти, чтобы увидеть, сколько злострадания употребили Святые против их ветхого человека, сколько вольно или невольно подавляли себя, пока не разцвел в них цветок чистоты, благоухание Святости (άνθος τής αγνότητος, τής αγιότητος η ευωδία). Поэтому благоухают и мироточат их мученические и преподобнические Святые Мощи (άγια λείψανα).

 
 
Читайте и другие письма старца Иосифа Исихаста из этой книги:
«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам (81 письмо)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
 
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης - Ekfrasis Monaxikhs Empeirias)

In English (translated from the Greek by Elizabeth Theokritoff):
Elder Joseph the Hesychast «Struggles, Experiences, Teachings» (1898-1959)
4th edition Published 1999 by Great and Holy Monastery of Vatopaidi, 236 p.
ISBN 10 9607735129 ISBN 13 9789607735126 Format: Hardcover

 
Есть Божий Закон: Все то, что приносит наслаждение - исцеляется страданием… - Афонский Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот) «Изложение монашеского опыта» Письмо 23 из 81 - Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/27 - Читайте бесплатно онлайн!

Книга «Изложение монашеского опыта» - это уникальная "Азбука Исихазма" великого стаpца 20 века, "единого от древних", святого афонского подвижника Иосифа Святогорца (Агиоритиса) - истинного исихаста и спилиота
Крест - Афонский Стаpец Иосиф Исихаст «Изложение монашеского опыта»

 

Святая Гора Афон - Монахи и монашество - Рабы Божии - Жить по Христу - С нами Бог!