Чтобы обрести свободу, человек должен сгноить свое тело и презреть смерть! - Стаpец Иосиф Исихаст «Изложение монашеского опыта» - Письмо 25 из 81
Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
Ἐπιστολή 25 / 81 (письмо 25 из 81)
Я присел и немного пришел в себя,
и, вспомнив, что еще предстоит, связываю порвавшуюся струну.
И, взяв свою лиру, воспеваю тернии, которые собираю в пустыне...
Геронда Иосиф (Исихаст)
Но, что ты вкусил, дитя мое, в той твоей молитве ночью, — это действие Благодати (τής χάριτος η ενέργεια). Снова проси, чтобы Господь дал тебе это, когда Ему будет угодно.
Знаю одного знакомого брата (Старец Иосиф рассказывает про себя), который однажды встретился со многими искушениями и весь тот день провел в слезах, ничего не вкушая. И когда заходило солнце, он, сидя на одном камне, видел храм Преображения (τον Ναόν τής Μεταμορφώσεως) на вершине [Святой Горы Афон], и, плача, просил с болью, и говорил:
И когда он это с болью произносил, пришло оттуда, от храма, одно дуновение, как легкий ветер, полный благоухания, который (как он мне говорил) наполнил его душу радостью, просвещением, Божественной Любовью (χαράν, φωτισμόν, θείαν αγάπην), и начала в нем со сладостью истекать из сердца непрестанная Молитва (αδιάλειπτα η ευχή) [умно-сердечная].
И тогда, встав, он вошел туда, где жил, ибо уже свечерело, и, склонив голову на грудь, начал вкушать Сладость, которую изливала данная ему Молитва (ευχή). И сразу был захвачен в Созерцании (θεωρίαν), весь став вне себя.
Не окружается он стенами и скалами. За пределами всякого пожелания. В тишине, в ослепительном Свете (άπλετον φώς). На безграничной шири. Без тела. И только одним занят его ум: чтобы не вернуться более в тело, а остаться навсегда там, где он сейчас.
Это было первое Созерцание (η πρώτη θεωρία), которое видел тот брат, и снова вернулся в себя, и подвизался (ηγωνίζετο), чтобы спастись (πώς να σωθή)...
Так вот, приди и снова погости под моей тенью. А я соберу тебе от терний смолу благоуханную (ακανθών μαστιχην ευώδη). И когда на тебя обрушиваются скорби, вникни в смысл сказанного, и покажутся тебе слова мои слаще меда.
Так вот, два образа молитвы хороши (οί δύο τρόποι τής προσευχής). Хотя второй, со словами, немного опасен, однако более плодотворен. Я обращаюсь к ним обоим каждый вечер. Сначала — со словами, а когда устану и не нахожу плода, заключаю его (ум) в сердце.
Знал я того брата (себя имеет ввиду Старец), который, когда был молодым, 28-30 лет, на шесть часов опускал свой ум в сердце (κατέβαζε τον νούν του είς την καρδίαν) и не позволял ему выйти оттуда с девяти вечера до трех ночи (у него были часы, которые отсчитывали время). И становился он мокрым от пота. И затем вставал, исполняя остальные свои обязанности.
человек должен сгноить свое тело и презирать смерть.
(διά να κερδίση ελευθερίαν ο άνθρωπος,
οφειλει να σαπίση το σώμα του,
και να μην ψηφίζη τον θάνατον)
- Молитва, которая совершается со словами, тоже совершается умно, беззвучно, называется прошением, мольбой (αϊτησις, ικεσία). Итак, тот, кто начнет просительную молитву (αιτήσιον ευχήν), говорит так:
- "Боже невидимый и непостижимый, Отче, Сыне и Святый Душе, едина сила и помощь всякой души, един благий и человеколюбец, жизнь моя, радость и мир...".
И продолжает довольно долго эту самопроизвольную молитву (αυτοσχέδιον τοιαύτην ευχήν).И если подействует Благодать (Και, εί μεν ενεργήση την χάρις), сразу открывается дверь (εύθυς ανοίγεται θύρα) и как столп или огненное пламя поднимается молитва, и он достигнет небесных врат (και φθάνει είς την πύλην του ουρανού: και ώς στύλος η φλόγα πυρός αναβαίνει η προσευχή). И в это мгновение происходит изменение (και είς αυτήν την στιγμήν γίνεται η αλλοίωσις).
- "Боже невидимый и непостижимый, Отче, Сыне и Святый Душе, едина сила и помощь всякой души, един благий и человеколюбец, жизнь моя, радость и мир...".
- А если не посодействует Благодать (Ει δε και δεν συμβάλη η χάρις) и происходит рассеяние ума (αλλά γίνεται σκορπισμός τού νοός), тогда он заключает ум в сердце круговращательно (τότε τοω κλείει εις την καρδίαν κυκλοφερώς), и, как в гнезде, он успокаивается и не рассеивается (καί ως εν φωλεά ησυχάζει και δεν μετεορίζεται) — как будто сердце становится местом заточения и хранения ума (ωσάν πού η καρδία επέχη τόπον κλεισούρας και φυλακής τού νοός).
Тогда как если произойдет изменение, то происходит оно посреди просительной молитвы. И когда приливает Благодать, наполняется он Просвещением (φωτιμού) и безконечной радостью (και επείρου χαράς). И тогда, когда настигнутый Благодатью не может удержать огонь Любви (το πύρ τής αγάπης), прекращаются чувства и захватывается он в Созерцание. До сих пор были движения собственной воли человека, а после этого он более не властвует и не знает самого себя. Ибо сам уже соединился с Огнем, весь пресуществился, бог по Благодати (θεός κατά χάριν).
Таково Божественное свидание, когда уходят стены и он вдыхает другой воздух, воздух разума, свободный, наполненный благоуханием Рая.
Потом снова мало-помалу отходит облако Благодати и застывает глиняный человек, как воск, и возвращается в самого себя, как будто вышел из бани: чистый, легкий, сияющий, изящный, сладкий, мягкий, как вата, и полный мудрости и знания.
(οφείλει να βαδίζη προς θάνατον είς κάθε στιγμήν).
Читайте и другие письма старца Иосифа Исихаста из этой книги:
«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам (81 письмо)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 1924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης - Ekfrasis Monaxikhs Empeirias)
In English (translated from the Greek by Elizabeth Theokritoff):
Elder Joseph the Hesychast «Struggles, Experiences, Teachings» (1898-1959)
4th edition Published 1999 by Great and Holy Monastery of Vatopaidi, 236 p.
ISBN 10 9607735129 ISBN 13 9789607735126 Format: Hardcover
Чтобы обрести свободу, человек должен сгноить свое тело и презреть смерть! - Стаpец Иосиф Исихаст «Изложение монашеского опыта» - Письмо 25 из 81 - Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/29 - Читайте бесплатно онлайн!

Преподобный наших дней! Будут ли опубликованы на сайте другие письма?
16.11.11 17:12 — Редактор
Пока нет. В опубликованных 25 письмах дан "полный курс" аскетики монаха - необычайной силы и глубины. И все они написаны одному адресату. Далее идут письма другим людям, во многом повторяющие эти же откровения горящей души христианской, и часто применително к более "нежным" адресатам, "не могущих есть твердую пищу, а требующих молока".
В интернете обильно представлена 2-ая часть книги "Послание исихасту пустыннику", также сжато и глубоко повторяющая цикл этих первых 25 писем книги "Изложение монашеского опыта" (или "Выражение монашеского опыта"), советую прочитать, например тут: azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva2/iosif_afonskiy_poslanie_isihastu_pustynniku-all.shtml
Отец Симеон (Гагатик), переводчик книги "Изложение монашеского опыта", сообщил, что готовит новый перевод. Есть смысл подождать.
Хотя данный перевод очень хорош, лучше ли может быть? (Видел очень слабые и никудышные переводы каких-то писем. После этого уже не видишь недостатков данного перевода, да и есть ли они?)
А еще вот тут можете почитать и другие письма (до 40-го) первой части: afonru.ru/biblioteka/izlozhenie_monasheskogo_opyta