Отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского на проект «Положения о монастырях и монашествующих» Русской Православной Церкви

Отзыв Преосвященного Ростислава,
архиепископа Томского и Асиновского
на «Положение о монастырях и монашествующих» РПЦ

Предложенный к обсуждению проект «Положения о монастырях и монашествующих» в целом представляет собой, на наш взгляд, документ, верно выражающий общую идею монашества как "ответа любви" на божественный призыв. В соответствие с этой идеей основательно проработаны пункты, касающиеся различных сторон монашеской жизни.
 
Вместе с тем, думается, было бы полезно скорректировать отдельные, наиболее "пререкаемые", положения данного документа, программного для дальнейшего становления русского монашества, в духе не только устоявшейся в последние три столетия практики, но и той более чем полутора-тысячелетней монашеской традиции, которая является неотъемлемой частью Предания Церкви.
Верность Преданию представляет собой необходимое условие для уврачевания немощей и восполнения оскудения современного русского иночества.

архиепископ Томский и Асиновский Ростислав - 9 марта 2011 - телеканал Россия 24

О праве устоявшейся монашеской общины
на избрание игумена и игуменьи

Вне всякого сомнения, абсурдна сама мысль о независимости монастыря от епархиального архиерея, поскольку, такая логика делает монастырь "независимым" и от Церкви, которая, по слову священномученика Игнатия Богоносца, "там, где епископ".

Однако этому экклезиологическому контексту не противоречит идея избрания игумена (игуменьи) монастыря братией (сестрами) обители. В противном случае данная практика не имела бы широкого и долговременного распространения в истории Вселенской Православной Церкви. Убежден, что за четверть столетия, в течение которого мы стали свидетелями бурного возрождения монастырей в Русской Православной Церкви, сформировались объективные условия для признания права монашеской общины на избрание игумена (игуменьи) нормой церковной жизни.

Для предупреждения возможных искажений применения данной нормы, которых не без оснований в новейшей истории опасаются многие Преосвященные владыки, сознающие всю меру личной ответственности за мир и благоустроение вверенных им епархий, необходимо прописать в «Положении о монастырях и монашествующих» те критерии, которым должны соответствовать как кандидат в игумена (игуменью), так и сами выборщики.

Кандидатом в игумена монастыря
- следовало бы предлагать монаха доброй иноческой жизни
- в священном сане (или, по крайней мере, без канонических или иных препятствий для рукоположения в оный),
- имеющего не менее чем семинарское образование
- и не менее, нежели десятилетний монастырский (а не просто монашеский) "стаж".

При этом братия обители в случае необходимости имели бы право пригласить отвечающего данным критериям человека и из другого монастыря с согласия его настоятеля и благословения архиерея, управляющего той епархией где находится этот монастырь, если кандидат в священном сане.

 
Избранного кандидата на игуменский пост правящий архиерей представляет на утверждение в Священный Синод Русской Православной Церкви, что является формой согласования епископом кандидатуры новоизбранного игумена.

В случае несогласия с итогами игуменских выборов, архиерей мог бы, наложив вето, предложить общине монастыря провести повторные выборы, обосновав свое решение. В случае обоснованного несогласия монашеской общины с доводами архиерея или повторного отклонения правящим епископом избранного братией лица, дело должно быть передано на рассмотрение Священного Синода РПЦ, резолюция которого является окончательной.
 
Данная процедура может быть реализована и в женских обителях за исключением того, что касается священства и связанных с ним канонических норм.

Отступление от указанных критериев при избрании игумена (игуменьи) обители возможны лишь с разрешения Священного Синода РПЦ при наличии обоснованной инициативы монашеской общины, одобренной правящим епископом.

 
Для того чтобы избрание игумена (игумении) совершалось монашеской общиной наиболее осмысленно и ответственно,
- сама эта община должна быть устоявшейся, то есть такой, большинство насельников которой прожили в ней не менее десяти лет.
 
Выборщики игумена (игуменьи) монастыря:
- к выборам следует допускать только насельников, имеющих постриг (по меньшей мере, рясофорный)
- и проживших в данном монастыре не менее пяти лет.
- Таковых должно оказаться в монастыре хотя бы пять человек,
- из которых не меньше трех прожили в обители больше десяти лет.
Если монашеская община не соответствует данным критериям, то игумен назначается Священным Синодом Русской Православной Церкви по представлению правящего архиерея в соответствие с указанными выше критериями.

 

О духовнике, рясофорном постриге
и о пострижения в схиму вне монастырей

Правящий архиерей сохраняет всю полноту канонической власти в вверенной его управлению епархии, в том числе и относительно монастырей. Но при указанном способе избрания игумена (игуменьи) можно отказаться от частной опеки монастырей со стороны епископа, выражающейся в утверждении им должностных лиц монастыря, и в первую очередь, духовника.

1. Духовник. Коль скоро в «Положении о монастырях и монашествующих» духовным руководителем братства признается игумен, то не целесообразно придавать через архиерейское утверждение особый статус его помощнику - "духовнику", тем самым порождая нездоровую ситуацию двуначалия в едином братстве, при которой у монастыря, по сути, появляется второй "игумен".

2. Рясофорный постриг следует сохранить в качестве первой ступени монашества, как это и принято в Русской Православной Церкви. Постриг, хотя бы и без гласного произнесения обетов, сопряжен с невозвратным оставлением мира и позволяет, преодолев сомнения, глубже подготовиться к произнесению обетов, тогда как, облачение в рясу послушника не меняет принципиально его статуса и не возбраняет возвращения в мир.

3. Правильнее было бы отказаться от практики пострижения в малую, а тем более в великую, схиму вне монастырей. Проходящих же церковное послушание вне обителей, в том числе в духовных учебных заведениях, в миссиях, на приходах, следует при их желании удостаивать рясофорного пострига, не связанного с принесением заведомо неисполнимых обетов.

4. Таким рясофорным инокам должен быть открыт доступ ко всем иерархическим степеням в РПЦ, не исключая и епископской степени.

17 октября 2012 года - архиепископ Томский и Асиновский Ростислав (Девятов) - monasterium.ru/actual/1641/