Отзыв Преосвященного Ростислава, архиепископа Томского и Асиновского на проект «Положения о монастырях и монашествующих» Русской Православной Церкви
Отзыв Преосвященного Ростислава,
архиепископа Томского и Асиновского
на «Положение о монастырях и монашествующих» РПЦ
Вместе с тем, думается, было бы полезно скорректировать отдельные, наиболее "пререкаемые", положения данного документа, программного для дальнейшего становления русского монашества, в духе не только устоявшейся в последние три столетия практики, но и той более чем полутора-тысячелетней монашеской традиции, которая является неотъемлемой частью Предания Церкви.
Верность Преданию представляет собой необходимое условие для уврачевания немощей и восполнения оскудения современного русского иночества.
О праве устоявшейся монашеской общины
на избрание игумена и игуменьи
Однако этому экклезиологическому контексту не противоречит идея избрания игумена (игуменьи) монастыря братией (сестрами) обители. В противном случае данная практика не имела бы широкого и долговременного распространения в истории Вселенской Православной Церкви. Убежден, что за четверть столетия, в течение которого мы стали свидетелями бурного возрождения монастырей в Русской Православной Церкви, сформировались объективные условия для признания права монашеской общины на избрание игумена (игуменьи) нормой церковной жизни.
Для предупреждения возможных искажений применения данной нормы, которых не без оснований в новейшей истории опасаются многие Преосвященные владыки, сознающие всю меру личной ответственности за мир и благоустроение вверенных им епархий, необходимо прописать в «Положении о монастырях и монашествующих» те критерии, которым должны соответствовать как кандидат в игумена (игуменью), так и сами выборщики.
- следовало бы предлагать монаха доброй иноческой жизни
- в священном сане (или, по крайней мере, без канонических или иных препятствий для рукоположения в оный),
- имеющего не менее чем семинарское образование
- и не менее, нежели десятилетний монастырский (а не просто монашеский) "стаж".
При этом братия обители в случае необходимости имели бы право пригласить отвечающего данным критериям человека и из другого монастыря с согласия его настоятеля и благословения архиерея, управляющего той епархией где находится этот монастырь, если кандидат в священном сане.
Избранного кандидата на игуменский пост правящий архиерей представляет на утверждение в Священный Синод Русской Православной Церкви, что является формой согласования епископом кандидатуры новоизбранного игумена.
Данная процедура может быть реализована и в женских обителях за исключением того, что касается священства и связанных с ним канонических норм.
Отступление от указанных критериев при избрании игумена (игуменьи) обители возможны лишь с разрешения Священного Синода РПЦ при наличии обоснованной инициативы монашеской общины, одобренной правящим епископом.
- сама эта община должна быть устоявшейся, то есть такой, большинство насельников которой прожили в ней не менее десяти лет.
Выборщики игумена (игуменьи) монастыря:
- к выборам следует допускать только насельников, имеющих постриг (по меньшей мере, рясофорный)
- и проживших в данном монастыре не менее пяти лет.
- Таковых должно оказаться в монастыре хотя бы пять человек,
- из которых не меньше трех прожили в обители больше десяти лет.
О духовнике, рясофорном постриге
и о пострижения в схиму вне монастырей
1. Духовник. Коль скоро в «Положении о монастырях и монашествующих» духовным руководителем братства признается игумен, то не целесообразно придавать через архиерейское утверждение особый статус его помощнику - "духовнику", тем самым порождая нездоровую ситуацию двуначалия в едином братстве, при которой у монастыря, по сути, появляется второй "игумен".
2. Рясофорный постриг следует сохранить в качестве первой ступени монашества, как это и принято в Русской Православной Церкви. Постриг, хотя бы и без гласного произнесения обетов, сопряжен с невозвратным оставлением мира и позволяет, преодолев сомнения, глубже подготовиться к произнесению обетов, тогда как, облачение в рясу послушника не меняет принципиально его статуса и не возбраняет возвращения в мир.
3. Правильнее было бы отказаться от практики пострижения в малую, а тем более в великую, схиму вне монастырей. Проходящих же церковное послушание вне обителей, в том числе в духовных учебных заведениях, в миссиях, на приходах, следует при их желании удостаивать рясофорного пострига, не связанного с принесением заведомо неисполнимых обетов.
4. Таким рясофорным инокам должен быть открыт доступ ко всем иерархическим степеням в РПЦ, не исключая и епископской степени.