Цель монашества - Святость… «Не считай себя человеком, если не стяжал Благодати, без Благодати напрасно мы, люди, родились в мир»… (стаpец Иосиф Исихаст)

Цель монашества - не просто спасение, а Святость…

Архимандрит Симеон (Гагатик)

Бушует страстями прекрасное море, да странник последний мимо бредет…

Святая Гора Афон. Фотоэтюд монаха Памвы. Кадр из фильма «Паисий Святогорец. Последние дни земной жизни» 2011

benev жж: Хороший текст, но вот эта фраза немного того:
+++ Цель монашества - Святость (а не просто спасение, как у всех христиан).
 
Цель-то у всех христиан одна, понятия "просто спасение" не существует.
Как и святости, которая бы еще к этому спасению добавлялась.
У монахов другие, более совершенные средства для достижения этой цели…
И весь Ваш текст именно об этих средствах,
что они должны быть специфически монашеские, а не невесть какие.

 
отец Симеон (Гагатик): Согласен. Догматически Вы совершенно правы.
Речь у меня была, скорее, о субъективном настрое…

И даже не считай себя человеком, если Благодати не получил!
И без Благодати напрасно мы, люди, родились в мир…
Δεν λογίζεσαι άνθρωπος, όταν δε λάβης Χάριν του Θεού,
και χωρίς την Θείαν Χάριν ματαίως εγεννήθημεν!

Великий учитель монашества - стаpец Иосиф Исихаст
«Изложение монашеского опыта» Письмо 7 из 81

 

О монастырях и монашестве

В рамках развернувшейся дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих», подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ, портал «Богослов.Ru» предложил вниманию читаталей обращение к монашествующим игумена Ахтырского Свято-Троицкого монастыря архимандрита Симеона (Гагатика). Подготовил этот материал отец Симеон ещё в 2011 году - по предложению одного глубокоуважаемого члена Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия РПЦ.

Здесь, на сайте filokalia.ru, этот текст игумена монашеской братии о.Симеона публикуется в расширенном варианте (с добавлением комментариев из обсуждений, источники приведены в конце), и с добавочным оформлением и подзаголовками.

Дискуссия по «Положению о монастырях и монашествующих» на этом этапе (высказывания мнений) завершается 1 октября 2012 года, после чего сотрудники Межсоборного присутствия завершат подготовку "сводки отзывов для начальства".

В ходе обсуждения проекта образовалась "гора" из многочисленных мнений в ЖЖ Межсоборного присутствия РПЦ (mpr.livejournal.com/18176.html), на сайте Межсоборного присутствия РПЦ (msobor.ru/discussion.php?id=67) и на портале «Богослов.Ru» (bogoslov.ru/text/2608532.html и bogoslov.ru/text/2603108.html).
Наиболее оживленное и интересное обсуждение шло на портале «Богослов.Ru» (bogoslov.ru - это официальный информационный партнёр Межсоборного присутствия РПЦ). По 1-ой публикации Проекта (bogoslov.ru/text/2603108.html) там с 30 мая 2012 г. набралось уже примерно 1000 комментариев (причем весьма много серьезных и глубоких отзывов, затрагивающих самые разные стороны проекта).

Данная публикация на сайте filokalia.ru (по проекту «Положение о монастырях и монашествующих») предлагает читателям наиболее интересное выступление и комментарии к нему из этого изобилия высказываний - это слово игумена Симеона (Ахтырского), - читайте далее этот пост.

 

Архимандрит Симеон (Гагатик):

Что же нам делать?
Как быть с нашими проблемами?
Главная из которых та, что многие из нас во всем этом и проблем никаких не видят?

С главной проблемы и начнем. Попробуем сравнить нашу действительность с тем, к чему призывается монах во время пострига, вспомнив, что в самом начале игумен говорит ему:

«Спаситель наш воздаст тебе не по твоим обетам, а по тому, как ты их исполнишь».
Монастырь, как специально для монаха устроенное жилище, должен всячески помогать ему в исполнении обещанного.
В этом состоит главная обязанность игумена монастыря, принимающего обеты [постригаемого]
и присоединяющего к своей пастве их давшего.

 

 

Цель монашеской жизни - Святость. Уклад монастырский глубок - и всё важно!

Возможно, кому-то захочется возразить, что предложенный здесь
анализ, основывающийся на [монашеских] обетах,
- формальный и законнический, что жизнь богаче и сложнее.

На это следует ответить, что все обеты вошли в чин пострига не просто так и не случайно.
Цель монашества - Святость (а не просто спасение, как у всех христиан).
А одно из важнейших условий обретения Святости - это стяжание безстрастия.
Все человеческие страсти Отцами исчерпывающе изучены и перечислены:
чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие, гордость.
И каждый [монашеский] обет - это конкретное средство в борьбе с конкретными страстями.
Отказ (в той или иной форме и степени) от исполнения обетов - это отказ бороться со страстями.
Из этого с неизбежностью следует отказ от цели монашеской жизни…

 

Незыблемые духовные законы вложил Создатель в устои нашего мира. Их надо знать!
Это незыблемые духовные законы.
Они открыты Святыми Отцами по вдохновению от Духа Святого и описывают духовные реальности,
логосы, которые вложены Создателем в творение.
Отказ от изучения и следования этим духовным законам не отменяет их действия.

- У нас часто об этом забывают…

 

Архимандрит Симеон (Гагатик),
игумен Ахтырского Свято-Троицкого мужского монастыря РПЦ (в Сумской области на Украине)

 

Постскриптум к «Записке о монастырях и монашестве»

Известно, что с Запиской были ознакомлены по крайней мере некоторые влиятельные члены Комиссии по монастырям.
То, что это, как кажется, нисколько не повлияло на обсуждаемый проект, совершенно закономерно. И вот почему:

 

Архимандрит Симеон (Гагатик). Фото pravmir.ru

Архимандрит Симеон «Где искать камертон для монашеского делания?»

 

ОБСУЖДЕНИЕ слов отца Симеона (Гагатика):

Как мы хорошо знаем, в любой ситуации надо сообразовывать свою жизнь со Святыми Отцами, с их примером и учением. Надо только потрудиться, чтобы такие примеры и наставления всегда были у нас перед мысленным взором.

Игумен Ахтырского Свято-Троицкого монастыря Симеон

 

БИОГРАФИЯ архимандрита Симеона (Гагатика)

Архимандрит Симеон (Гагатик),
игумен Ахтырского Свято-Троицкого монастыря Русской Православной Церкви.
Наибольшую помощь в совершении выбора Православной Веры и следования по путям Божиим мне оказал
крупный философ и тайный христианин, приведший в Православную Церковь десятки людей,
Генрих Степанович Батищев (раб Божий Иоанн),
за что я ему буду вечно благодарен.

Вадим Валерьянович Гагатик родился в 1966 году в Харькове.
Учился на философском факультете МГУ, окончил Московскую духовную семинарию, богословский факультет Афинского университета, аспирантуру по кафедре философии Харьковского Национального университета, в котором преподавал философию и этику.
С 2002 года вместе с небольшой братией возрождает (на основе византийских монашеских традиций Святой Горы Афон) Ахтырский Свято-Троицкий монастырь Сумской епархии УПЦ, автокефальной части РПЦ (Охтирський Свято-Троїцький чоловічий монастир Сумської єпархії Української Православної Церкви).
В его переводе с греческого опубликованы:
- творения Старца Иосифа Исихаста «Изложение монашеского опыта» (1998), «Выражение монашеского опыта» (2006);
- книга Старца Ефрема Филофейского «Моя жизнь со Старцем Иосифом» (2012) о преподобном Старце Иосифе Исихасте,
- «Книга душеполезнейшая о непрестанном Причащении Святых Христовых Таин» преподобного Никодима Святогорца и святителя Макария Коринфского (2001, 2013).