07.06.2012 Дунаев А.Г., Россия, Сергиев Посад - Москва:
Спаси Вас Господи, о. Симеон, за эту записку! В ней обозначены вещи сколь сами собой разумеющиеся для истинного монашества -- но столь же прочно забытые в современной России. Не знаю только, можно ли возродить монашество административными указами (нынешний, кажется, преследует совсем иные цели). Правда, в свое время Петр I сильно помог русскому монашеству спасаться водой и хлебом, а не вином и красной рыбой, избавив его от страсти стяжательства. Но то был Император! Молитву же помог возродить лишь Паисий Величковский и его ученики.
Несколько настораживает последний абзац в Вашей записке -- при всей его закономерности и правоте (см.выше п.11: Святая Гора Афон - вот где учиться монашеству по постановлению Священного Синода). Прекрасно известно, что в истории Афона были и периоды упадка. Поэтому не могу вполне согласиться с Вашей фразой: "Наша главная ошибка здесь в том, что, считая источником для теории монашества только святоотеческие писания, мы повторяем ошибку протестантов, которые отказались найти в свое время живое Святое Предание и присоединиться к нему".
Святые Григорий Синаит и Паисий Величковский не нашли таких живых очагов, и одной из главных возможностей восстановить Предание стало именно изучение святоотеческого наследия. Нельзя правильно молиться, если этому не научиться и не привести сначала свой ум в правильное состояние.
А потому совершенно справедливо было сказано в комментариях к «Положению о монашестве…», что физический труд не должен составлять более 4 часов, что монахи должны посещать богослужения и заниматься (само)образованием. Именно переводы святых отцов входили в главнейшую составляющую наследия прп. Паисия Величковского и ранней Оптиной Пустыни (а потом -- Пантелеимонового русского монастыря на Афоне).
Кроме того, возыметь некий "опыт" -- этого мало для поставления во игумены, для этого нужно стяжание подлинной духоностности, завоевать подлинное доверие братии, пройдя вместе с ней сквозь огнь и воду, отдав кровь и приняв дух.
Никакой "командировкой" -- при всей ее пользе -- этого добиться невозможно. Помните, как "завоевал доверие" прп. Симеона Нового Богослова прп. Симеон Благоговейный?
Не могу также согласиться с такой фразой: "Поэтому для кельи остается только молитва -- Иисусова молитва, с поясными и земными поклонами". Иные утверждения см. хотя бы в текстах Дионисия монаха и свт. Филофея Коккина (в кн. "Византийские исихастские тексты").
Точно так же несправедливо это утверждение и для монастыря Софрония Сахарова (в Эссексе в Англии), где молитва Иисусова включалась в общественное богослужение.
Ну и, наконец, нельзя забывать о том времени, в котором мы живем. Четкая регламентация вопроса об имуществе в связи с обетом нестяжания должна быть сделана с учетом требований государственных законов и реальной ситуации в Церкви.
08.06.2012 Архимандрит Симеон, Украина, Ахтырский Свято-Троицкий монастырь:
Спаси Господи, Алексей Георгиевич! Говоря о нашей главной ошибке -- нежелании приникнуть к живому Священному Преданию монашеской жизни -- я имел в виду не высоты святости [искать на Афоне], а [перенять] самые элементарные вещи, без которых монашества просто нет.
Упадок может случиться везде и всегда. И, кстати, в Греции монахи не питают на свой счет иллюзий и прямо называют свое время временем упадка. Но при всем удалении от духовных высот у них есть то, что можно назвать настоящими монастырями и настоящим монашеством. И у нас нет другого выхода, кроме как научиться этому у них.
08.06.2012 игумен Арсений (Соколов), Лиссабон:
"Угодил своему Старцу - угодил Богу. Не угодил своему Старцу - значит, не угодил и Богу…"
Очень соблазнительное утверждение. Человекоугодие - одна из форм идолопоклонства.
08.06.2012 Илья:
Чтобы не соблазняться и не спешить с осуждением, надо читать дальше:
"Он угождает главным образом духовной жизнью, когда духовно преуспевает. Чем более он преуспевает духовно, тем большую радость испытывает душа Старца. И эта радость Старца делается для послушника благословением Божиим". Какое здесь человекоугодие?
Однако и учением Спасителя соблазнялись…
08.06.2012 Александр Заплетин, Россия, Санкт - Петербург:
Извините встрявшего мирянина :), просто формула давненько была придумана интересная:
Послушание… Я бы сформулировал так. Есть послушание подчиненного начальству. Нужное дело… но ничем не отлично от армии или фирмы. Естественно такое никак не "выше поста и молитвы".
А есть послушание послушника своему авве-наставнику. Добровольное, вызванное не угрозами прещений, но любовью между ними и только ею. Т.е. кроме вопроса назидания, это еще и вопрос стяжания Любви. И совершенствование в таком послушании действительно может быть поважнее поста и молитвы, ведь и у них та же цель…
Цель не человекоугодие (такое угождение своему старцу), цель - стяжание Любви, обожение.
09.06.2012 иеромонах Александр, Санкт-Петербург:
Отец Симеон, я вам искренне благодарен за вашу статью. Но сомневаюсь, чтобы подобные комментарии были услышаны и приняты для настоящего рассмотрения.
Помню, как Комиссии была предложена прекрасная сатья архим. Эмилиана, проигумена афонского монастыря Симона Петра. Все это же было указано с любовью, проницательной мудростью, указаны пути для исправления. Но, к сожалению, разбить чисто тоталитарные и узко-аминистративные взгляды на монашество просто невозможно, [и смотреть на монашество как на] идеал, духовный идеал Церкви. На почве властности развилась нездоровая страстность, подобострастие.
Однако есть и "но". Это "но" связано с воспитанностью или невоспитанностью современного поколения. Оно в основном эгоистично и вывести его сознание на уровень даже необходимости христианской жертвенности, необходимости исполнения элементарных правил любви к ближнему - крайне сложно. Кроме того в современном поколении заложено неуважение к старшим, опытным. И даже когда опытный духовник говорит послушнику важное, открывает волю Божию, указывает ему на то, что его желание - порождение воображения и страстности и оно неполезно. Его слушать послушник не станет.
Архим. Кирилл (Павлов) поэтому справедливо говорил, что послушание старцу, духовнику у нас - это пролитие крови. Безусловно, в "Положении о монастырях", в том виде как оно представлено, должно быть удалено крайне искаженное совестким сознание понимание послушания не как святыни, не как научения исполению воли Божией, а как требование исполнения команды администратора-начальника. (Я говорю пока что об определении послушания, которое д.б. внесено в Документ).
Но опять-таки услышат ли нас архиепископ Феогност, архимандрит Тихон и Святейший?
Очень сомневаюсь.
10.06.2012 Ирина, Москва:
Хочу заметить, что возродить духовную традицию могут лишь носители традиции, формального введения устава не достаточно.
* Преподобный Сергий Радонежский был делателем, непосредственно причастным традиции исихазма, восприняв ее отчасти заочно, отчасти от единого Первоисточника.
* Носителем духовной традиции был и виновник духовного возрождения в России в XVIII веке преподобный Паисий Величковский. В России очаги монашества возникали вокруг его непосредственных учеников, то есть существовала живая цепь передачи традиции.
Поэтому, думаю, устав монастырей должен как минимум не отсекать возможности такового возрождения, но сам по себе он может остаться лишь мертвой формой, которую невозможно втиснуть в нашу конкретную действительность…
13.06.2012 Михаил: Все верно и правильно. Очень рад что есть священники и монахи у нас, которые видят и указываю нам на наше фарисейство. Кого обманываем!
18.07.2012 Игумен Димитрий: Почитал комментарии к Записке. Что сказать?
Факт оскудения признают практически все, а вот как решать проблему… вернее трудность в видении и формулировке самой проблемы.
Когда христиане решают жить вместе, достаточно, на мой взгляд, им просто не мешать. Пусть Устав напишут, выберут себе игумена и начинают собирать со Христом.
Так нет же! Нужно игумена непременно назначить, а если начнётся духовный рост, во избежание человекопоклонства, его нужно заменить и менять до тех пор, пока всем участникам не станет противно от всего, что с ними делают. Вот это реформы по-российски, без администратора никуда! Почему-то об этом никто не вспомнил, а разве на Афоне так делают?
О.Симеон говорит о неестественности и недопустимости для монашеской общины "не родного" игумена. Если здесь ничего не исправить, все остальные попытки что-то переставить местами никакого возрождения монашества не дадут…
23.07.2012 о.Савва: Дорогой о Господе о.Симеон, благословите!
Лишь недавно узнали об обсуждении «Положения о монашестве» и прочли соответствующие отзывы в интернете. Ваша статья для нас была отрадным утешением и поддержкой! Какая радость, что есть трезвые, чистые взгляды на монашество!
Читая Вашу заметку понимаешь, что для Вас монашество – идеал, который Вы цените, к которому стремитесь всей своей жизнью, не разделяя традиции на «греческую» или «русскую». Приснопамятный старец Софроний (Сахаров) всегда высказывался о том, что деление Православия по национальному признаку недопустимо.
Вы пишите как человек, действительно верно знающий о наших нуждах, простых насельников обителей! От всей души благодарим Вас за то, что Вы написали такое слово и очень хотелось бы, чтобы Вас и других участников форума, высказывающих подобные мысли, услышало наше священноначалие.
Как было бы хорошо, чтобы было побольше людей в нашей Церкви, в наших монастырях, которые бы мыслили так, как Вы, которые бы старались устроить свои обители так, чтоб насельники чувствовали заботу и любовь своего настоятеля и имели возможность жить по-монашески в полном смысле этого слова!
Благодарим и паки благодарим Вас! Бог Вам в помощь и знайте, что Вы не одни, Вас поддерживают многие и многие монашествующие и миряне!
12.08.2012 Свящ. Михаил Асмус, Россия, Москва: Дорогой о Господе о.Симеон!
Земной Вам поклон за перевод замечательной книги о старце Иосифе Исихасте о.Ефрема "Моя жизнь со Старцем Иосифом". Читал с упоением, как от чистейшего источника живой воды. Слава Богу, что такие книги появляются в наше пересушенное время. Не будучи монахом, но любя монашество всем сердцем, уверен, что эта книга должна стать настольной книгой каждого монаха, и русского, и нерусского…
Но одна боязнь, уже получившая обоснование: каждый читающий находит в книге то, что хочет, не воспринимая целиком явления исихазма.
После такой книги, естественно, искал Вашего отклика на проект "Положения". Полностью присоединяюсь к Вашим размышлениям. Однако, поскольку обсуждается общее положение о монастырях, некая внешняя ограда, за которую монашеству никак нельзя перейти, чтобы не перестать быть монашеством, не понимаю, насколько возможно инкорпорировать в этот документ всё богатство благодатной жизни, изливающейся на нас из живого опыта? Кажется, что если игумен - действительно отец для своих монахов, в первую очередь, духовный их руководитель ко Христу, какая разница, будет ли он управлять хозяйственной жизнью монастыря единоначально, или в совете со старшими братьями (так, кажется, и происходит на Афоне: там у каждого монастыря есть эпитропы, совет братии). А почему архиерей не может быть хорошим игуменом? Знаменитый Киккский монастырь, славящийся своим братолюбием, возглавляется митрополитом, имеющим также и епархию. Даже и назначенный извне монастыря игумен, в конце концов, может стать настоящим отцом для братии, если захочет. Ситуация ведь аналогичная выборности епископов. Да, в идеале епископ - плоть от плоти своей паствы, признаваемый априори духовный авторитет. Но где у нас на каком-нибудь Дальнем Востоке вырастут из паствы епископы, если такой чудовищный разрыв традиции? А представить себе небогатый попивающий монастырь, избирающий себе пьянчужку-игумена - аж мурашки по коже.
В общем, большой вопрос, можно ли считать выборность игумена единственным бюрократическим (в хорошем смысле) приоритетом, способным потянуть за собой возрождение монашества. А разве пропишешь в документе Иисусову молитву? Ее связь с дыханием?
Впрочем, все мои вопросы не столько к Вам, сколько просто по теме. А если конструктивно подходить - не думали ли Вы обратиться за консультацией по интересующему всех проекту к тому же старцу Ефрему, к другим знаемым Вами опытным монахам. Мне кажется, это было бы очень полезно, а Богослов.ру наверное с интересом опубликует отзыв какого-нибудь уважаемого греческого старца в Вашем изысканном переводе.
С глубочайшим уважением и благодарностью, свящ.Михаил Асмус.
12.08.2012 Архимандрит Симеон, Украина, Ахтырский Свято-Троицкий монастырь:
Спаси Господи, дорогой отец Михаил! Приезжайте в гости в наш монастырь, будем Вам очень рады! Заодно и побеседуем на все затронутые Вами темы. А то, что написано в "Записке", вполне согласно со взглядами уважаемых греческих Старцев, со многими из которых, по милости Божией, удается поддерживать общение. Впрочем, если Вы поможете составить список вопросов, то можно было бы такое интервью и организовать.
12.08.2012 Дунаев А.Г., Россия, Сергиев Посад - Москва:
Ваши аргументы, о. Михаил, мало отличаются от доводов епископов, приславших отзывы. Эти доводы были уже досконально разобраны в ходе дискуссии.
Ваш отец, прот. Валентин Асмус, настаивает: "Обойден «Положением» и такой важный момент, как занятие умным деланием - Иисусовой молитвой, что непосредственно заповедуется каждому постригаемому в малую и великую схиму в чине пострига".
Вы не читали отзыва Вашего отца? Тогда смотрите чин пострига и саму дискуссию.
А связь с дыханием - момент пререкаемый и ни в коем случае не должный быть предписываемым.
12.08.2012 Свящ. Михаил Асмус, Россия, Москва:
Дорогой Алексей Георгиевич!
Неужели не понятно, что моя реплика - совсем о другом: сможет ли Положение, как бы гениально и канонично оно ни было составлено, мозги поправить иным ревнителям. Конкретный пример: обсуждаю упоминаемую книгу об о.Иосифе с одним немалозначащим насельником одного монастыря, делюсь восторгами по существу монашеской жизни. Он в ответ: да-да, там особенно интересно, как о.Иосиф видел на расстоянии или еще что-то в том же духе. То есть внимание - абсолютно не на то, на что надо. Удастся ли в Положении написать так, чтобы акценты правильные расставить? Очень надеюсь, что у авторов и редакторов хватит сил и мудрости. О.главред обещал в ближайшее время повесить мои скромные соображения на счет Положения. А о.Валентина читал и даже - еще до публикации.
С любовью и полным пониманием пафоса, свящ.Михаил Асмус
П.С. См. также мою реплику на о.Диодора. Сейчас допишу...